В 2023-2024 учебном году в 10 и 11 классах гуманитарного профиля в соответствии с ФГОС СОО, ФОП СОО и Учебным планом общеобразовательного учреждения предусмотрено углубленное изучение предмета «Литература»
Изучение курса «Литература» в старшей школе на углублённом уровнях призвано:
• завершить формирование основ филологической грамотности, являющейся необходимым условием для жизни и труда в современном обществе, для определения собственной гражданской позиции по социально значимым проблемам, для использования достижений гуманитарных наук;
• завершить в рамках среднего общего образования формирование устойчивых научных представлений об окружающем мире и о законах его развития;
• развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, необходимые для успешной социализации и самореализации личности;
• воспитать уважительное отношение к родному языку и литературе как явлениям культуры, как отражению духовного опыта народа и осознание его особой роли в жизни человека;
• обогатить знания о русском языке и литературе как развивающихся явлениях, о взаимосвязи истории языка и литературы, об активных процессах в современном русском языке и литературе; • развить представления о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, социально-исторической обусловленности литературного процесса;
• совершенствовать умения анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого с использованием терминологии современной филологической науки;
• развить навыки написания сочинений и подготовки развёрнутых устных высказываний разных жанров с использованием поиска и систематизации необходимой информации в различных ресурсах (библиотечные фонды, средства массовой информации, Интернет).
Изучение литературы на углублённом уровне в средней школе направлено на достижение следующих целей:
- в познавательном аспекте уроки литературы должны дать учащимся систему знаний о русской литературе в ее историческом движении, об основных этапах литературного развития, жанрах, элементах художественной структуры, конкретном содержании и интерпретации текстуально изучаемых произведений.
- воспитательный аспект литературы как учебного предмета заключается в формировании как личных (честность, терпимость, любовь к ближнему и др.), так и общественных (патриотизм, чувство гражданского долга и др.) свойств характера учащихся; он реализуется в процессе изучения духовной проблематики русской классики, а также драматизма писательских биографий и судеб. Эстетической целью уроков литературы должны быть воспитание художественного вкуса и читательской культуры, умения различать «хорошее» и «плохое», «высокое» и «низкое», формирование привычки к чтению серьезной литературы, умения выбрать среди современной литературы лучшие образцы.
- в практическом плане уроки должны быть направлены, с одной стороны, на развитие творческих способностей и письменной культуры учащихся. С другой стороны, цель уроков — научить анализировать художественное произведение в единстве всех его компонентов, привить навыки риторической культуры (использование разных речевых жанров, стилистических средств и приемов) и первоначальной исследовательской и справочной работы (поиск нужных источников, в том числе с помощью Интернета, библиографическое описание и реферирование).
Задачи изучения предмета:
• воспитать духовно развитую личность, готовую к самопознанию и самосовершенствованию, к созидательной деятельности в современном мире;
• формировать гуманистическое мировоззрения, национальное самосознания, гражданскую позицию, чувство патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развивать представления о специфике литературы в ряду других искусств; культуре читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоить тексты художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• формировать общее представления об историко-литературном процессе;
• совершенствовать умения анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета